Верховным Судом утвержден обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2023)

Документ включает в себя правовые позиции в сфере уголовных и уголовно-процессуальных отношений (практика Комитета ООН по правам человека, в том числе по таким вопросам, как право на жизнь, запрет пыток, право на свободу и личную неприкосновенность).

 В силу пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (раздел 3; статьи 3 - 33). Согласно подпункту «b» пункта 3 статьи 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

В целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. 

С 26 мая 2023 года упрощена процедура получения персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования для детей до 14 лет, инвалидов и пенсионеров

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 29.04.2023 N 682 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1140».

В частности, предусмотрено, что идентификация посетителей спортивного соревнования - граждан, не достигших возраста 14 лет, осуществляется автоматически в процессе подачи заявления на оформление персонифицированной карты их законными представителями, завершившими регистрацию в ЕСИА, если в этой системе имеются сведения о СНИЛС, реквизитах свидетельства о рождении таких посетителей спортивного соревнования.

Конституционный Суд РФ подтвердил право проверяемого лица в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), за исключением материалов, содержащих охраняемую законом тайну

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.04.2023 N 22-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ».

Пункт 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не обеспечивает права проверяемого лица (его представителя) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), - в части, в которой данные материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны, - и в связи с этим допускает в правоприменительной практике отказ проверяемому лицу (его представителю) в осуществлении такого права.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего постановления.

Внесены изменения в некоторые акты Президента РФ, регулирующие вопросы прохождения государственной гражданской службы

Речь идет об Указе Президента РФ от 29.04.2023 N 319 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

Изменения касаются, в частности, порядка проведения аттестации гражданских служащих, порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, формирования кадрового резерва федерального государственного органа.

Приводится перечень актов Президента РФ, признаваемых утратившими силу.

Правительству РФ поручено привести свои акты в соответствие с настоящим указом до 1 августа 2023 г.

Подписан закон, устанавливающий ряд ограничений на продажу электронных сигарет

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 178-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, с 1 июня 2023 года устанавливаются: запрет розничной торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов; запрет открытой выкладки и демонстрации устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте.

Кроме этого, с 1 сентября 2023 года Правительство РФ вправе определить в отношении никотинсодержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина перечень веществ, направленных на повышение привлекательности такой продукции, и добавок, усиливающих никотиновую зависимость, при добавлении которых не допускается выпуск соответствующей продукции в обращение.

Также внесены изменения в федеральные законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которым органы государственной власти будут принимать меры по защите детей от рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Документом, помимо прочего, закреплены положения о минимальной цене на указанную продукцию, которая будет определяться в порядке, устанавливаемом Правительством.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

В законодательстве уточнено понятие «больной наркоманией

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 169-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Внесены поправки, предусматривающие определение понятия больного наркоманией как лица, которому поставлен диагноз «наркомания», а также исключение медицинского освидетельствования из числа процедур, в ходе которых может быть поставлен такой диагноз.

Подписан закон, разрешающий уничтожать изъятую из незаконного оборота алкогольную продукцию без решения суда

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Предусмотрено, что до 1 июня 2025 года в порядке, установленном Правительством, уничтожению без решения суда подлежат изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, сырье, упаковка и тара в случае окончания срока годности продукции, гарантийного срока хранения тары (упаковки) или нахождения их на хранении более трех лет.

Также без решения суда в случае нахождения на хранении более трех лет подлежит уничтожению технологическое оборудование для производства указанной продукции.

Исключение составляют алкогольная продукция, сырье, технологическое оборудование и тара, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу, - они подлежат уничтожению или утилизации только по решению суда.

Увеличены размеры социальных налоговых вычетов, в том числе по расходам на образование и лечение

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Предельный размер вычета по НДФЛ в части расходов на обучение детей увеличен с 50 до 110 тыс. рублей на каждого ребенка.

По иным расходам, в том числе по расходам на собственное образование, медицинские услуги и лекарства, физкультурно-оздоровительные услуги, - со 120 до 150 тыс. рублей.

Кроме того, принятым законом установлен повышающий коэффициент 1,5 к расходам на приобретение отечественного высокотехнологичного оборудования, применяемый при исчислении налога на прибыль. Перечень такого оборудования утвердит Правительство РФ.

Расширен перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение статуса ветерана боевых действий и инвалида боевых действий

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».

Установлено, что к ветеранам боевых действий относятся в том числе лица, принимавшие участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 года, а также лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской и Херсонской областей - с 30 сентября 2022 года.

Данные категории граждан могут быть также признаны инвалидами боевых действий, если они получили ранения, контузии, увечья или заболевания в результате выполнения указанных боевых задач.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом действие отдельных его положений распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

 Президиумом Верховного Суда представлен первый обзор судебной практики в 2023 году(Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023).

В частности, в обзоре содержатся следующие правовые позиции:

- обязательство уплачивать периодические денежные платежи по договору о предоставлении права на присвоение имени гражданина выпускаемой производителем продукции не прекращается со смертью этого гражданина, если иное не установлено законом или договором;

- при разрешении требования страховщика о возмещении ущерба в порядке суброгации суду необходимо установить, на каком основании и в каком объеме причинитель вреда отвечал бы перед потерпевшим, застраховавшим свое имущество и получившим страховое возмещение;

- владелец нежилого помещения в многоквартирном доме, не передававший показания исправного прибора учета воды, имеет право на перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение, исчисленной организацией водопроводно-канализационного хозяйства расчетным путем.

Конституционный Суд РФ постановил определить срок, в течение которого исполнительное производство подлежит возобновлению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.04.2023 N 21-П «По делу о проверке конституционности статьи 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 42 и 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина Р.Р. Гафарова».

Конституционный Суд РФ признал статью 440 ГПК РФ, статьи 42 и 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, не устанавливают предельного срока на возобновление исполнительного производства после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, по заявлению его участников, из числа которых неоправданно исключен должник, и не определяют правовых последствий пропуска такого срока.

Федеральному законодателю надлежит предусмотреть процессуальный срок, в течение которого после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно подлежит возобновлению, в том числе по заявлению должника, а также определить правовые последствия пропуска такого срока.

Впредь до внесения этих изменений исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, может быть возобновлено по инициативе суда или по заявлению судебного пристава-исполнителя, взыскателя или должника в течение трехлетнего срока с момента такого устранения. Данный срок может быть восстановлен судом по заявлению взыскателя по правилам части второй статьи 432 ГПК РФ.

Верховным Судом обобщена судебная практика разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 год

(Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)

Определены следующие правовые позиции:

- при отсутствии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства, необходимые расходы могут быть отнесены на его учредителей (участников);

- условие договора о проведении расчетов через специальный счет с банковским сопровождением сделки не обособляет хранящиеся на этом счете денежные средства от правопритязаний кредиторов;

- исполнение поручителем обязательств заемщика перед кредитором за счет средств, предоставленных третьим лицом, не препятствует замене кредитора на поручителя в деле о банкротстве заемщика.

Конституционный Суд РФ проверил конституционность части третьей статьи 77.1 УИК РФ о содержании в СИЗО осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии.

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.05.2023 N 25-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Пискарева».

Отмечается, что само по себе оставление осужденного к лишению свободы в следственном изоляторе (его перевод туда) для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве не должно ухудшать условий его содержания, как они определены вынесенным в отношении него приговором. Он не должен содержаться в СИЗО в худших условиях, нежели условия, в которых в нем содержатся заключенные под стражу подозреваемые и обвиняемые.

К числу условий содержания в камере следственного изолятора относится норма санитарной площади. В соответствии с частью пятой статьи 23 и частью первой статьи 30 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" эта норма определена в размере четырех квадратных метров на одного человека. Приведенное регулирование не устанавливает разных норм санитарной площади в зависимости от статуса лица, содержащегося в камере СИЗО, и носит универсальный характер.

Конституционным Судом отмечено, что отсутствуют разумные основания для содержания лиц, перечисленных в части третьей статьи 77.1 УИК РФ, в камерах следственного изолятора на основании нормы жилой площади для осужденных, установленной частью первой статьи 99 УИК РФ и дифференцированной в зависимости от того, какой вид исправительного учреждения был назначен им приговором суда. Для исправительных колоний такая норма составляет не менее двух квадратных метров - это вдвое меньше, чем санитарная норма, установленная для заключенных под стражу подозреваемых, обвиняемых.

Конституционный Суд установил, что применительно к судебному рассмотрению споров о компенсации морального вреда в связи с нарушением условий содержания в СИЗО осужденных к лишению свободы часть третья статьи 77.1 УИК РФ предполагает, что размер приходящейся на таких лиц площади в камере СИЗО определяется не в соответствии с нормами жилой площади, установленными для осужденных в исправительных колониях (два квадратных метра на одного осужденного), а в соответствии с нормой санитарной площади, установленной Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Таким образом, часть третья статьи 77.1 УИК РФ не противоречит Конституции РФ.

Утвержден перечень критериев, предъявляемых к единственным поставщикам при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 16.05.2023 N 753 «Об утверждении перечня критериев, предъявляемых к единственным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, и перечня критериев отбора лекарственных препаратов для медицинского применения при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

В частности, единственный поставщик:

должен являться производителем лекарственного препарата для медицинского применения, все стадии производства которого осуществляются на территории государств - членов ЕАЭС;

должен обладать исключительным правом на изобретение, относящееся к химическому соединению, охраняющим фармакологически активное действующее вещество лекарственного препарата, со сроком действия не менее срока, на который определяется единственный поставщик;

не должен находиться под контролем иностранного инвестора или группы лиц.

Также документом утвержден перечень критериев отбора лекарственных препаратов для медицинского применения при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Указанные критерии подлежат применению с 1 января 2024 года.

Установлены особенности организации и проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий для признания лица инвалидом.

Речь идет о Приказе Минтруда России от 20.04.2023 N 316н «Об утверждении особенностей организации и проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий» .

Медико-социальная экспертиза проводится дистанционно посредством использования информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие между собой специалистов бюро, главного бюро, Федерального бюро, а также взаимодействие специалистов главного бюро, Федерального бюро с гражданином (его законным или уполномоченным представителем), в том числе посредством Единого портала госуслуг.

Она проводится в указанном формате для дачи консультаций по направлению бюро (главного бюро) в рамках программы дополнительного обследования гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий ведутся аудио- и видеозаписи.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 июня 2023 года.

Водитель, на которого был наложен штраф за нарушение ПДД, может быть вновь привлечен к административной ответственности за это же правонарушение, в прямой причинно-следственной связи с которым находится причинение вреда здоровью потерпевшего, в случае последующего выявления факта причинения такого вреда

К таким выводам пришел Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 17.05.2023 N 24-П «По делу о проверке конституционности статьи 12.18, части 2 статьи 12.24 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Р.А. Чепурного».

Согласно выводам, статья 12.18, часть 2 статьи 12.24 и пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не исключают в связи с одним и тем же фактом совершения водителем транспортного средства противоправных действий в виде нарушения правил дорожного движения привлечение его к административной ответственности на основании статьи 12.18 и на основании статьи 12.24 КоАП РФ.

Также не соответствующим Конституции РФ признан пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в той мере, в какой он ни сам по себе, ни во взаимосвязи с иными положениями данного кодекса не определяет совместимых с требованием о недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние правовых механизмов, позволяющих привлекать к административной ответственности на основании статьи 12.24 КоАП РФ водителя транспортного средства, допустившего нарушение Правил дорожного движения, за которое он ранее был привлечен к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ.

Федеральному законодателю надлежит внести в законодательство совместимые с требованием о недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние правовые механизмы, позволяющие привлекать к административной ответственности на основании статьи 12.24 КоАП РФ физических лиц, ранее привлеченных к административной ответственности на основании статьи 12.18 или иных статей главы 12 КоАП РФ, закрепляющих составы административных правонарушений, охватываемых составами административных правонарушений, предусмотренными статьей 12.24 данного кодекса.

До установления соответствующего законодательного регулирования допускается привлечение к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ водителя транспортного средства, допустившего при управлении транспортным средством нарушение Правил дорожного движения, за которое он был привлечен к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ и в прямой причинно-следственной связи с которым находится причинение вреда здоровью потерпевшего, в случае последующего выявления факта причинения такого вреда.

Суд, установив, что соответствующее противоправное деяние подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ, решает вопрос о привлечении виновного к ответственности на основании последних законоположений. При этом постановление суда о привлечении виновного лица к административной ответственности на основании части 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ должно содержать положение об отмене постановления о привлечении его в связи с тем же противоправным событием к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ. Если же постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ в последующем будет отменено (не вступит в законную силу), данное обстоятельство должно влечь восстановление (сохранение) силы постановления о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности в соответствии со статьей 12.18 названного кодекса.

Конституционный Суд защитил права добросовестных приобретателей с публичных торгов доли гражданина-банкрота в праве общей долевой собственности на недвижимость

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.05.2023 N 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Шеставина».

Пункт 1 статьи 250 ГК РФ не соответствует Конституции РФ и ее статьям. Содержащиеся в нем положения допускают возможность их неоднозначной интерпретации в части реализации участником общей долевой собственности преимущественного права покупки доли должника в случае ее продажи постороннему лицу с публичных торгов в рамках процедуры банкротства гражданина.

Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует специальное регулирование преимущественного права покупки доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество при обращении на нее взыскания в рамках дела о банкротстве гражданина, в том числе преимущественного права покупки доли в праве собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом. Это может привести к ограничению законных интересов участников открытых торгов - интересов самого гражданина, его кредиторов, сособственников имущества должника, в том числе его супруга (бывшего супруга), и добросовестного приобретателя спорной доли, победившего на торгах.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее законодательство необходимые изменения. До этого продажа на торгах доли в праве общей собственности на жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено, в рамках процедуры банкротства гражданина должна осуществляться с применением гарантий, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 255 ГК РФ. При продаже принадлежащей должнику доли с публичных торгов другим участникам долевой собственности необходимо направить предложение приобрести ее, а в случае неполучения в течение месяца согласия на это доля продается с торгов и правило о преимущественном праве ее покупки не применяется.

С учетом изменений в законодательстве дополнены периоды работы, включаемые в расчет страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Речь идет о  Приказе Минтруда России от 12.04.2023 N 307н «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 585н» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73328).

Согласно внесенному дополнению в страховой стаж включаются, в числе прочего, периоды работы по договору ГПХ, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договору авторского заказа; периоды, за которые автором произведений получены вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, с 1 января 2023 года.

В связи с созданием СФР уточнены отдельные положения, в том числе устанавливающие перечень платежей на социальное страхование.

С 1 сентября 2023 года будут действовать новые правила предоставления платных медицинских услуг

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006».

Правила разработаны с учетом появления новых возможностей, связанных с дистанционными формами коммуникации. В частности, предусмотрены особенности заключения договора на оказание платных медицинских услуг дистанционным способом.

Расширен перечень информации, которую исполнитель обязан довести до сведения потребителя и (или) заказчика. В числе прочего исполнитель обязан сообщить информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).

Приказ действует до 1 сентября 2026 г.

С 1 сентября 2023 года подлежит применению новый порядок проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования

Речь идет о Приказе Минпросвещения России N 232, Рособрнадзора N 551 от 04.04.2023 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2023 N 73292).

Базовые положения нового порядка ГИА-9 аналогичны положениям ныне действующего порядка, однако обновленным документом закреплены, в частности, следующие особенности:

предусмотрена возможность проведения итогового собеседования по русскому языку в дистанционном формате и закреплено, что во время его проведения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

закреплено право учащихся подать заявления об участии в ГИА позже основного срока (он остался прежним - до 1 марта включительно) при наличии у них документально подтвержденных уважительных причин - в таком случае указанные заявления должны быть поданы не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена;

участников ГИА, опоздавших на экзамен, допустят к его сдаче - при этом время окончания экзамена для таких лиц не продлят и не будут проводить повторный инструктаж. Запрещено допускать в аудиторию опоздавшего на экзамен по учебному предмету, предусматривающему прослушивание текста на аудионосителе, если оно уже началось.

Приказом установлены и некоторые иные новшества. Он вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года. Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513.

Актуализирован порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родителям детей с инвалидностью

Речь идет от Постановлении Правительства РФ от 06.05.2023 N 714 «О предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».

В частности, закреплено, что с 1 сентября 2023 года родитель (опекун, попечитель) ребенка-инвалида сможет накапливать не использованные в течение календарного года дополнительные выходные дни и взять до 24 дополнительных выходных дней подряд для ухода за ребенком-инвалидом. Для этого необходимо будет подать письменное заявление работодателю в согласованные с ним сроки.

Также постановлением предусмотрена возможность предоставления одному из родителей ребенка-инвалида дополнительных выходных дней, оставшихся неиспользованными у другого родителя.

Реализованы положения Федерального закона от 05.12.2022 N 491-ФЗ «О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации».

Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года. Признано утратившим силу Постановление Правительства от 13 октября 2014 г. N 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».

Правительством утверждена новая Концепция информационной безопасности детей в РФ

Речь идет о Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2023 N 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р».

Документом в качестве стратегической цели государственной политики в области информационной безопасности детей определены развитие безопасного информационного пространства и защита общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Концепцией также определены принципы обеспечения информационной безопасности детей и приоритетные задачи государственной политики в указанной области. Закреплено, что важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи с государством и всеми элементами медиарынка.

Отмечается, что в целях формирования у детей и подростков правильного безопасного алгоритма поведения в сети «Интернет» необходимо, в частности, включить в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности и проводить соответствующие просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми сетью «Интернет», для родителей и работников системы образования.

Установлено, что концепция имеет бессрочный характер, мероприятия по ее реализации будут осуществляться на постоянной основе.

Признано утратившим силу распоряжение Правительства от 2 декабря 2015 г. N 2471-р.

Конституционным Судом разъяснены положения законодательства о сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа в целях взыскания с должника исполнительского сбора

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.06.2023 N 29-П «По делу о проверке конституционности части 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Руссо Индастриал».

Реализацию прав должника в исполнительном производстве обеспечивает наряду с прочим установление в части 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» момента начала течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа как даты получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, а не даты вынесения такого постановления.

Отмечено, что возможность взыскать исполнительский сбор предполагает и обеспечение должнику возможности ссылаться на то, что нарушение срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами и непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им необходимой степени заботливости и осмотрительности.

В настоящем деле неблагоприятные последствия пропуска такого срока были отнесены на должника, чья добросовестность в ходе судебного разбирательства не была опровергнута. В данном случае пропуск срока был обусловлен нарушениями, допущенными самими представителями публичной власти - судом и судебным приставом-исполнителем.

Отмечается, что часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не противоречит Конституции РФ. Она предполагает, что до момента истечения пяти дней со дня получения должником информации об устранении неточностей, которые имелись в судебном решении, в исполнительном документе либо в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, касались размера задолженности или порядка исполнения и объективно не позволяли должнику надлежаще исполнить возложенную на него обязанность, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в целях взыскания с должника исполнительского сбора не может считаться истекшим.

Действие упрощенного порядка госрегистрации лекарственных препаратов продлено до 31 декабря 2024 года

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 N 824 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 593».

Также до 31 декабря 2024 года допускаются ввоз и обращение на территории России зарегистрированных лекарственных препаратов в иностранных упаковках с этикеткой на русском языке.

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства от 5 апреля 2022 г. N 593.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.