КС РФ пришел к выводу о том, что применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия такого взыскания входящих в состав заработной платы стимулирующих выплат или произвольного снижения их размера

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской».

Сообщается, что часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ не соответствует Конституции РФ и ее статьям, поскольку она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым (во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и локальных нормативных актов) позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование в кратчайшие сроки.

Впредь до этого применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника стимулирующих выплат. Дисциплинарное взыскание также не является препятствием для начисления работнику дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере) и достижением определенных результатов труда.

Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Конституционным Судом РФ установлено, что снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.

Конституционный Суд РФ поручил определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 – 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области».

Положения статьи 33 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:

- на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом РФ исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;

- на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов РФ в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

- притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ соответствующего финансирования или справедливого (в объеме не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта РФ - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ;

из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

С 1 июля 2023 года устанавливается единый стандарт предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 N 835 «Об утверждении единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Заявителями на предоставление компенсации являются граждане, относящиеся к отдельным категориям, установленным федеральными законами, законами регионов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Определяется рекомендуемая форма заявления на предоставление компенсации, утверждается перечень документов, необходимых для ее назначения, закрепляется срок принятия решения о предоставлении меры поддержки - в течение 10 рабочих дней.

Вводится обязательная маркировка упакованной воды для детского питания

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 N 834 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 841».

Внесен ряд изменений в правила маркировки упакованной воды средствами идентификации.

  В целях сокращения нелегального оборота вводится обязательная маркировка и осуществление регулярного мониторинга оборота упакованной воды для детского питания.

Выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной упакованной воды (из кода товарной номенклатуры 2201 и кода по классификатору 10.86.10.310), приобретенной до 1 сентября 2023 г., допускается до 30 сентября 2023 г. (включительно).

Уточнен порядок представления в информационную систему мониторинга «Честный знак» сведений о кодах идентификации.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Госуслуга по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях предоставляется в соответствии с утвержденным стандартом

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 N 829 «Об утверждении единого стандарта предоставления государственной и (или) муниципальной услуги «Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

Государственная (муниципальная) услуга предоставляется одному из родителей (законных представителей) ребенка, внесшему родительскую плату, обратившемуся с заявлением или запросом о предоставлении услуги.

Определены порядок подачи заявления и подтверждающих документов, процедура их рассмотрения и принятия решения.

Стандартом оставление заявления без рассмотрения не предусмотрено.

Подписан закон о беззаявительном порядке назначения некоторых страховых и социальных пенсий

Речь идет о Федеральном законе от 29.05.2023 N 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях».

В частности, предусмотрено, что с 1 января 2024 года в беззаявительном порядке будут назначаться социальная пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Решение о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, не достигшему 18 лет, будет приниматься не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о смерти кормильца и о детях умершего кормильца из федерального регистра сведений о населении.

Кроме этого, законом устанавливается беззаявительный порядок перерасчета размера ряда пенсий, в том числе пенсии по случаю потери кормильца, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

Доход от продажи земельного участка, на котором расположено продаваемое жилое помещение, и доход от продажи хозяйственных строений на нем не подлежат налогообложению НДФЛ

Речь идет о Федеральном  законе от 29.05.2023 N 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Указанный доход освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика.

При этом должны соблюдаться следующие условия: продажа земельного участка, хозяйственных строений и сооружений должна осуществляться одновременно с продажей жилого помещения; такое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности.

С 1 сентября 2024 года устанавливаются требования к камерам для фиксации нарушений правил дорожного движения

Речь идет о Федеральном законе от 29.05.2023 N 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, камеры (стационарные, передвижные, мобильные средства фиксации нарушений ПДД) должны обеспечивать контроль за соблюдением ПДД и осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений, для выявления которых они предназначены, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, а также должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке.

Информация о местах установки стационарных, передвижных средств фиксации и (или) маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте МВД.

Фиксация нарушений камерами, не соответствующими установленным требованиям, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы не допускаются, а в случае если указанная фиксация произошла, полученная с помощью таких средств фиксации информация не допускается для использования в целях привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД.

Субъектам МСП из числа производителей минеральных питьевых вод предоставлена возможность получения финансовой господдержки

Речь идет о Федеральном законе от 29.05.2023 N 188-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Предусматривается финансовая поддержка, предусмотренная статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Документом необходимые изменения внесены в часть 4 статьи 14 вышеназванного закона.

Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья смогут пройти бесплатное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих

Речь идет о Федеральном законе от 29.05.2023 N 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С 1 января 2024 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости) смогут однократно пройти обучение по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения за счет средств региональных бюджетов.

Указанным лицам в течение всего периода обучения будут выплачиваться ежемесячное пособие и пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Кроме этого, законом для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших участие в СВО, устанавливается преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в соответствующий список.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.

Предусмотрены особенности подготовки и проведения выборов, референдума в период действия военного положения

Речь идет о Федеральном законе от 29.05.2023 N 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При введении военного положения высшее должностное лицо региона, на территории которого действует военное положение, вправе не ранее чем за 130 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования направить в ЦИК предложение о проведении выборов, референдума на территории соответствующего субъекта РФ. ЦИК не позднее чем через 5 дней со дня поступления предложения проводит консультации с Минобороны и ФСБ. По итогам консультаций ЦИК принимает решение о назначении (проведении) соответствующих выборов (в том числе с возможностью сокращения сроков избирательных действий), референдума или об отклонении предложения об их проведении.

Другими поправками, в частности, запрещено проведение кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума с использованием информационных ресурсов, в том числе сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен Роскомнадзором.

При установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители СМИ, работающие в редакциях на основании трудового, а не гражданско-правового договора.

Закреплено также, что сенатор - представитель от региона может быть отозван до истечения срока полномочий решением Совета Федерации по представлению органа власти региона, принявшего решение о наделении его полномочиями сенатора.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Конституционный Суд указал на необходимость признания потерпевшим несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления, независимо от способа такого вовлечения

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.05.2023 N 26-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации и ряда положений статей 42, 45, 145, 146 и 222 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан М.В. Золотаревой и В.В. Фроловой».

По смыслу статьи 150 УК РФ несовершеннолетний, вовлекаемый в совершение преступления любым способом, в том числе не связанным с применением к нему физического или психического принуждения, во всяком случае становится жертвой самостоятельного преступного посягательства со стороны взрослого, оказываясь под его пагубным влиянием, способным сформировать ложное представление о допустимости противозаконного поведения, пренебрежительного или негативного отношения к правам и свободам других лиц, к ценностям общества и государства.

Конституционным Судом РФ отмечено, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В случае возбуждения уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления констатируется наличие признаков пагубного влияния на его нравственность и признаков причинения вреда достоинству его личности и морального вреда. Вредные последствия в виде физического, имущественного, морального вреда возникают с момента их причинения конкретному лицу, и оно является потерпевшим в силу самого факта причинения ему вреда.

Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется решением дознавателя, следователя или суда, но не формируется им.

Для реализации всей полноты процессуальных возможностей потерпевшего требуется официальное придание лицу такого статуса. Правоприменитель, выяснив, что лицу преступлением причинен вред, обязан незамедлительно оформить данный факт постановлением о признании его потерпевшим. Иное лишило бы потерпевшего возможности отстаивать свои права и законные интересы и ограничило бы его доступ к правосудию.

Таким образом, часть четвертая статьи 150 УК РФ и часть первая статьи 42 УПК РФ предполагают признание лица потерпевшим по возбужденному уголовному делу о его вовлечении в период несовершеннолетия в совершение преступления независимо от способа такого вовлечения. Обеспечение же участия данного лица в производстве по уголовному делу в качестве свидетеля не может компенсировать отказ в признании его потерпевшим.

Разъяснен порядок получения организациями ЖКХ сведений о ФИО и одном из идентификаторов гражданина-должника посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства

Речь идет о Письме Минстроя России от 18.05.2023 N 28344-КМ/14 «О получении организациями ЖКХ сведений о гражданине-должнике».

Сообщается, в частности, что Федеральным законом от 18 марта 2023 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предоставлена возможность подачи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг без указания ФИО.

Если организации ЖКХ не известны ФИО и идентификатор гражданина-должника, то указанные сведения получаются судом самостоятельно согласно пункту 3 части 2 статьи 124 и пункту 3 части 2 статьи 131 ГПК РФ.

При этом Минстроем России рассматриваются различные способы оптимизации процесса получения организациями ЖКХ сведений о ФИО и идентификаторах указанных граждан для проведения претензионно-исковой работы.

Предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не может превышать 25 лет

Речь идет Постановлении Правительства РФ от 11.05.2023 N 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности».

Срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности определяется юрлицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися застройщиками объекта размещения, при вводе его в эксплуатацию. Срок исчисляется с даты ввода объекта в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.

Решение об определении срока эксплуатации в уведомительном порядке направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Государственные и муниципальные микрофинансовые организации включены в состав участников национальной гарантийной системы поддержки МСП

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Законом установлены также требования к государственным (муниципальным) микрофинансовым организациям (далее - ГМФО) и их деятельности.

ГМФО - юрлицо, одним из учредителей которого является субъект РФ или муниципальное образование, осуществляющее деятельность по предоставлению микрозаймов субъектам МСП и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГМФО подлежит ежегодному обязательному аудиту.

ГМФО будут обязаны ежемесячно размещать на официальных сайтах информационной поддержки МСП и (или) на своих сайтах сведения о сумме и количестве микрозаймов, выданных за отчетный период.

Оценка соблюдения требований к деятельности ГМФО будет проводиться Корпорацией МСП.

Лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Сталинграда», отнесли к категории ветеранов Великой Отечественной войны

Речь идет о Федеральном законе от 28.04.2023 N 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным лицам на федеральном уровне установлены дополнительные правовые гарантии социальной защиты, предусмотренные, в частности, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и рядом иных актов.

Перечисленными законами закрепляются льготы по пенсионному обеспечению, право на ежемесячную денежную выплату, возможность получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, предоставляется право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и др.

Кроме этого, документом внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он дополнен положениями о сопровождаемом проживании инвалидов и перечне включаемых в него услуг, а также о социальной занятости инвалидов как деятельности инвалидов, не являющихся занятыми в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных видов деятельности исключительно с помощью других лиц.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений, внесенных в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 года.

Конституционный Суд защитил жилищные права малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье и имеющих в собственности единственное жилое помещение, признанное непригодным для проживания

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова».

Части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку они не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, признанных малоимущими и состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Сложившаяся практика допускает предоставление вне очереди жилых помещений малоимущим гражданам только при условии, что они занимают признанное непригодным для проживания помещение на основании договора социального найма. Для собственников же признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а помещения - непригодным для проживания не означает немедленного получения нового благоустроенного помещения взамен непригодного, но предполагает долгое ожидание расселения в порядке очередности.

Положения статей 32 и 57 Жилищного кодекса РФ исключают внеочередное предоставление жилья таким гражданам, которые проживают в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иные эффективные механизмы удовлетворения жилищных потребностей указанных лиц отсутствуют.

В сложившейся ситуации права малообеспеченных граждан зависят от принятия соответствующих решений государственными и муниципальными органами, в том числе о включении многоквартирного дома в региональную программу по расселению или об изъятии земельного участка, где расположен жилой дом, с предоставлением возмещения. Действующее правовое регулирование не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущими гражданами, которым оно в силу прямого указания Конституции РФ должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. До этого следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Конституционный Суд РФ: суды вправе принять решение о регистрации права собственности лица на машино-место, удостоверившись, что согласие между всеми сособственниками нежилого помещения (гаража) невозможно, а выдел доли в натуре и госрегистрация права собственности этого лица не нарушают права других лиц

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.04.2023 N 18-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Ф. Короткова».

Уточняется, что часть 3 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ. Она не гарантирует участникам общей долевой собственности на нежилое помещение (гараж), желающим выделить свою долю в натуре, реальную возможность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на машино-место как объект недвижимости, когда отсутствуют соглашение сособственников или решение их общего собрания, которые определяют порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

С 1 января 2017 года машино-места стали относиться к недвижимым вещам, в связи с чем была упрощена процедура преобразования долей в праве собственности на нежилое помещение в машино-места как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Оспоренная норма лишает лиц, желающих выделить свою долю в натуре, возможности привести регистрацию своего права на недвижимое имущество в соответствие с внесенными в законодательство изменениями в случае незаинтересованности большинства других сособственников или при наличии объективных трудностей в их поиске, уведомлении и получении от них согласия с выделом доли.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Впредь до этого суды:

отказывают в удовлетворении требований сособственнику находящегося в общей долевой собственности нежилого помещения (гаража), в качестве доли в праве на которое оформлено машино-место, претендующему на реализацию преимущественного права покупки этой доли, если исходя из обстоятельств дела подтверждается, что фактически машино-место является предназначенным для индивидуального использования и принадлежащим конкретному лицу объектом;

принимают решения, направленные на обеспечение выдела доли, осуществление кадастрового учета машино-места и регистрацию права собственности на него, в случае если придут к выводу, что сохранение оформления прав на машино-место в качестве доли в праве общей долевой собственности затрудняет реализацию лицом своих прав, а удовлетворение указанных требований не нарушает права других лиц.

В КоАП уточнен порядок исчисления сроков

Речь идет о Федеральном законе от 14.04.2023 N 122-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Реализовано Постановление Конституционного Суда от 17.05.2022 N 19-П.

В целях устранения выявленной Конституционным Судом неопределенности в вопросе начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности статья 4.5 КоАП дополнена положением, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

Уточняется, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней со дня совершения правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей, - по истечении 90 календарных дней.

Кроме того, внесены корреспондирующие изменения в статью 4.8 КоАП в части введения исключений из общих правил о начале течения сроков, определенных периодом, и окончании течения срока, исчисляемого днями.

Конституционный Суд защитил право работников на проценты (денежную компенсацию) в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат

Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева».

Обязанность работодателя уплатить проценты (денежную компенсацию) возникает в силу нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере. Возложение на работодателя данной обязанности дает основания предполагать, что он должен быть осведомлен о наличии задолженности перед работником (т.е. задолженность не является спорной) и что, погашая ее, он должен одновременно уплатить и соответствующие проценты (денежную компенсацию).

Если работодатель выплатил работнику все причитающиеся ему выплаты в полном объеме, но с нарушением установленного срока либо в установленный срок, но не в полном размере и отказывается уплатить проценты (денежную компенсацию), то работник не лишен возможности воспользоваться правом на судебную защиту.

В то же время право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено также в случае, если работодатель вовсе не начисляет и не выплачивает полагающиеся работнику выплаты. Часть же первая статьи 236 ТК РФ не позволяет однозначно определить дату, с которой - в случае признания за работником решением суда права на получение выплат - следует начислять соответствующие проценты (денежную компенсацию).

Часть первая статьи 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.

Федеральному законодателю надлежит внести в указанную норму необходимые изменения. До этого проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда они должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.

Снижение уровня защиты прав ребенка, родившегося после смерти его отца, недопустимо

К  такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.03.2023 N 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Григорьевой».

Согласно пункту 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Совпадение момента возникновения основных прав у гражданина с моментом его рождения отражает представление о его основных правах и свободах как о естественных.

Компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав и гарантированной государством мерой, направленной на восстановление нарушенных прав и возмещение нематериального ущерба. Действующее правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда лицу, которому физические или нравственные страдания причинены в результате утраты близкого человека, в том числе когда к моменту его смерти или наступления обстоятельств, приведших к ней, член семьи потерпевшего (его ребенок) еще не родился.

В то же время действующий механизм защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ не освобождает граждан от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и от обоснования размера денежной компенсации.

Отмечено, что обстоятельства дела могут свидетельствовать о причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, которые явным образом нарушают его личные неимущественные права либо посягают на нематериальные блага. Такая позиция применима к случаю смерти одного из родителей, когда факт причинения морального вреда ребенку во всяком случае должен предполагаться, в том числе если на момент смерти отца ребенок еще не родился.

Иной подход к вопросу о компенсации морального вреда, причиненного ребенку, родившемуся после смерти отца, не только снижал бы уровень защищенности прав таких детей, но и создавал бы необоснованные препятствия для применения конституционных гарантий реализации их прав.

Положение пункта 2 статьи 17 ГК РФ не предполагает его применения в качестве основания для отказа в реализации субъективного права такого ребенка требовать компенсации морального вреда, связанного с нарушением его личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, принадлежащих ему от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом.

Расширен перечень оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях

Речь идет о Федеральном законе от 28.02.2023 N 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Дополнительно такой режим может быть введен при захвате заложников, наличии реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина) в пределах исправительного учреждения.

Предусмотрены особенности реализации отдельных прав осужденных в период действия режима особых условий.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

: С 1 сентября 2023 года школьные автобусы и автобусы, осуществляющие организованную перевозку группы детей, будут освобождены от платы за проезд по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог

Речь идет о Федеральном законе от 28.02.2023 N 47-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 41 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уточнен порядок предоставления льготного проезда или проезда без взимания платы по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным частным автомобильным дорогам общего пользования, а также платным участкам таких дорог.

Внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации

С 01.03.2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и от 28.06.2022 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данными правовыми актами введены дополнительные основания для лишения собственников прав на недвижимое имущество, а именно: использование имущества не по назначению, если это приводит к систематическому нарушению прав и интересов соседей; бесхозяйное содержание имущества, которое приводит к его разрушению.

Новый порядок вводится в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, квартир, помещений, машино-мест и других объектов недвижимости.

Нововведения закрепляют сложившуюся судебную практику, однако право лишать права собственности на имущество предоставлено законодателем впервые.

О новом порядке установления причин инвалидности

Новым приказом Минтруда России закреплен порядок определения причины инвалидности  - «инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанности по контракту о пребывании в добровольческом формировании».

Указанная причина инвалидности устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Признаны утратившими силу приказ Минтруда от 28.11.2019 № 742н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» и изменяющие его акты.